November 7

От винила к флешкам: эволюция диджейских аудионосителей

Эра винила

Первыми диджеями были радиоведущие начала ХХ века. В перерывах между новостями и обсуждениями они ставили виниловые грампластинки — для этого они использовали граммофоны и патефоны, считывавшие треки на пластинках с помощью иглы. Ее механические колебания передавались на акустическую мембрану или звукосниматель, который преобразовывал их в электрические сигналы.

Поначалу на одной стороне 7-дюймовой пластинки мог быть записан только один трек длительностью не более 2 минут. Затем её диаметр со временем увеличился до 8, 10 и 12 дюймов, что позволило вмещать длинные композиции. Три формата получили названия «миньон», «гранд» и «гигант» соответственно.

Сегодня они до сих пор популярны среди диджеев и хипстеров — новые пластинки по-прежнему выпускаются, а старыми завалены абсолютно все барахолки. Винил ценят за неповторимый звук с легким похрустыванием и другими неизбежными аудиоартефактами. Прослушивание пластинок создает настроение, хотя это и сложно назвать действительно удобным.

Пластинки требуют трепетного обращения, а на одну их сторону обычно помещается не больше десятка композиций. Чтобы добиться хорошего звучания, нужно периодически менять иглы на проигрывателях. Впрочем, в свое время главным недостатком винила были немалые габариты носителей и «патефонов». Когда появились небольшие кассеты, то многие на них с удовольствием перешли.

В 1940-х появились первые «долгоиграющие пластинки» (Long Play, или просто LP) и «сорокапятки» с частотой вращения 45 оборотов в минуту. Их качественное звучание и живучесть оценили диджеи на первых дискотеках. На смену граммофонам и патефонам пришли электропроигрыватели и электрофоны. Но в то время люди еще не привыкли к тому, что всю дискотеку играет исключительно записанная заранее музыка, поэтому рядом с диджеем часто сидел барабанщик, подыгрывающий «неживым» трекам.

С появлением компакт-кассет популярность грампластинок стала падать. К середине 2000-х она достигла своего минимума. Считалось, что эра винила ушла безвозвратно. Но ностальгия по «ламповому» звучанию и физическому контакту с музыкой оказались сильнее: с каждым годом продажи винила уверенно растут.

Бобины и компакт-кассеты

Главный конкурент грампластинок — магнитная звукозапись. Она развивалась параллельно c технологиями электромеханической записи, но была более дорогостоящей и сложной, поэтому до середины 1950-х не была востребована у обычных пользователей. Тогда в диджеинге использовали бобины — катушки, на которые наматывали магнитную ленту и воспроизводили с нее звук. Отечественные энтузиасты записывали на нее эфиры зарубежных радио и проигрывали их на двух магнитофонах, умудряясь еще скретчить пленкой, делать петли и мастерски сводить треки. Все изменила компания Philips, выпустившая в 1963-м новый формат, который получил название «компакт-кассета».

К середине 1970-х кассеты окончательно вытеснили грампластинки с рынка аудионосителей. Появились знаменитые переносные магнитофоны-«бумбоксы» и компактные персональные плееры, которые предопределили эру «уличной» городской музыки.

В СССР кассеты появились позже и долго оставались предметом роскоши. Советские кассетные магнитофоны славились постоянным зажевыванием ленты и плохим звуком, а импортные были доступны только во Внешпосылторге и комиссионных магазинах по огромным ценам. Однако на излете СССР в стране появился первый диджей, использовавших в своих сетах бобины, — латыш Модрис Скайтскалн, он же Mr. Tape. В 1989 году он стал первым и последним чемпионом мира среди тейп-диджеев, причем участников было очень мало, поскольку такое сведение слишком сложно для большинства.

Цифровой диджеинг — CD-диски

В 1980 году компании Philips и Sony представили новый формат хранения музыки — оптические компакт-диски. Это физический носитель из пластика, на который записывается и с которого считывается информация с помощью импульсно-кодовой модуляции. Так аналоговые сигналы преобразуются в цифровые. Первым релизом, изданным на CD, стал альбом ABBA "The Visitors".

Компьютерная революция Microsoft и Apple ускорили распространение компакт-дисков, и с их появлением резко упали продажи компакт-кассет. Новый формат был гораздо практичнее и вместительнее. Но даже в середине 00-х оставались исполнители, которые не забывали о кассетах во время издания нового релиза. В наши дни кассеты, как и остальная олдскульная «физуха», обрели второе дыхание: андерграундные музыканты, авторы разговорных подкастов и книгоиздатели все чаще обращаются к позабытому формату.

Диджеинг благодаря CD вышел из узкого круга меломанов и аудиофилов и стал впервые доступен для широкой аудитории. CD-проигрыватели (они же «сидюки») существенно упростили сведение, сделав его одним из популярных хобби. Даже после повсеместного распространения интернета CD остаются главным источником прибыли для издателей. А именитые диджеи регулярно подогревают интерес аудитории к дискам — например, only-cd-сет одного из основателей техно Деррика Мэя, который он исполнил на Boiler Room в Москве в 2018 году.

Флешки и внешние жесткие диски

К концу 90-х в моду вошел последний на данный момент способ физического хранения, копирования и передачи данных — это USB-флеш-накопители. Они меньше своих предшественников, имеют гораздо большую емкость и низкое энергопотребление.

Первый флеш-чип выпустила компания Intel в 1998 году. Главная цель была создать устройство, способное долго и без подключения к Сети хранить информацию в компактной форме. Также первые флешки быстро показали, что информация на них лучше защищена от пыли и механических повреждений. И главное, что они могут подключаться к любому оборудованию, которое сегодня имеет USB-порты: компьютеры, телевизоры, DVD и медиапроигрыватели.

Диджеи тоже быстро перешли на USB, поскольку это позволило использовать во время выступлений на порядок больше треков. На сидюках USB-порты появились в 2001 году, и с тех пор как флешки, так и внешние диски стали неотъемлемой частью сведения. Обычно устройства весят меньше 100 граммов и имеют размер около 5 сантиметров, то есть это целая медиатека в кармане.

Подписывайтесь на нас в соцсетях:
ВКонтакте
Telegram
Instagram
Facebook