Бочка, клэп и бас: поджанры техно и как их различать
Детройт-техно
Первый поджанр техно сформировался в 80-х в Детройте. В нем преобладают механизированные паттерны из аналоговых синтезаторов и ранних драм-машин. Пионеры детройт-техно Хуан Аткинс, Деррик Мэй, Кевин Сондерсон и другие соединяли мелодичность фанка и диско с индустриальным вайбом города. В этом варианте минималистичный ритм гармонично сочетается с выразительными мелодиями инструментальных жанров.
Хард-техно
Поджанр вышел из британской рейв-культуры 90-х, подавляемой властями. В нем отразился дух противостояния: хард-техно быстрее, жестче и агрессивнее классического. В нем почти не встречаются красочные мелодии, дропы (возвращения бочки после паузы), «причесанные» чистые звуки и другие атрибуты музыкального мейнстрима. Структура хард-техно строится вокруг главного элемента — прямой бочки.
Эйсид-техно
Эйсид-техно родилось в начале 90-х на подпольных рейвах в Великобритании. Его особенность — характерный кислотный звук басового синтезатора Roland TB-303. С помощью его модуляции (изменения параметров) музыканты вывели уникальный психоделический тембр. В отличие от других поджанров, в эйсид-техно акцент делается на повторениях и динамическом изменении одних и тех же семплов.
Даб-техно
Поджанр заимствует элементы из даб-музыки: эхо, реверберация и дилей создают глубокую, пространственную атмосферу — звук как бы размывается и зависает. Средний темп здесь ниже, чем у большинства других поджанров. Бас же теплый и глубокий, с акцентом на длинные суб-басовые линии, создающие медитативное и отстраненное настроение.
Минимал-техно
Минимал-техно появилось в начале 90-х как ответ на музыку, звучавшую на рейвах. Вдохновителями поджанра стали музыканты из Детройта и Берлина, которые стремились к упрощению формы и звука. Минимал-техно-треки четкие и почти без обработки, а их авторы в первую очередь фокусируются на перкуссии, хэтах и клэпах.
Индастриал-техно
Поджанр появился на стыке индастриал-музыки и техно в конце 90-х. Авторы используют тяжелую перкуссию и перегруженные, «грязные» звуки, напоминающие шум машин или скрежет металла. К ударным, басам и синтезаторам часто применяется дисторшн (эффект жесткого искажения). Фокус в поджанре направлен на темные, напряженные и агрессивные материи.
Эмбиент-техно
Важным лейблом для формирования поджанра стал британский Warp Records, где в 90-е выходили релизы The Orb, Aphex Twin, B12 и Black Dog Productions. Треки эмбиент-техно развиваются медленно и постепенно, главное в них — звуковые текстуры и эффекты, а не ритм. Темп обычно ниже (от 90 до 110 BPM), чем у традиционного варианта, а звучание плавное и медитативное.
Берлинское техно
В 1989 году пала Берлинская стена, и одним из объединяющих факторов для молодежи стало техно. Ключевую роль в его формировании сыграл клуб Tresor, открывшийся в 1991-м. Берлинская версия жанра отличается четким, сухим, холодным звучанием, ориентированным на большие индустриальные пространства. В 2024 году техно немецкой столицы включили в национальный список нематериального культурного наследия.
Русское техно
До начала 2010-х техно русских авторов не сильно отличалось от остального мира, но с появлением лейблов Arma17, «трип», Resonance и «ГОСТ Звук» оформился наш стиль: холодный, меланхоличный, но одновременно куражный и экспериментальный. В русском варианте много сырой реверберации и отсылок к саунду 90-х. Еще его особенности — эклектика, выход за пределы классического техно и неочевидное смешение с другими жанрами.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях:
ВКонтакте
Telegram
Instagram